ПАМЯТКА ГРАЖДАНАМ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа государственных гарантий). Эта программа ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее — Программа) определяет виды и условия оказания медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации бесплатно. В Программе государственных гарантий также определены нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения.
В рамках Программы государственных гарантий бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
- скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
- специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
- паллиативная медицинская помощь.
В соответствии с Программой государственных гарантий в субъектах Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальные программы государственных гарантий), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Гражданин Российской Федерации вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в учреждении здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
Территориальные программы государственных гарантий включают перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи.
Кроме того, территориальными программами государственных гарантий определяются условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Платные медицинские услуги оказываются в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 г. №546 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»;
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2011 года № 32 н «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания».
Согласно приказа МЗ и СР РФ от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и порядков по их заполнению» амбулаторная карта является документом медицинского учреждения и хранится в регистратуре по участковому принципу, при предварительной записи (интернет, инфомат) амбулаторная карта передается в кабинет врача.
Материал с сайта: «Здоровое Сердце»
Вызов скорой или неотложной медицинской помощи
При любом состоянии больного, крайне желательно чтобы скорую помощь вызывал не он сам, а кто-то другой. Особенно это касается любых сердечных заболеваний.
В случае же внезапной остановки сердца, когда к сердечно-лёгочной реанимации следует приступать незамедлительно, также очень желательно найти ещё одного человека, который бы звонил в скорую помощь, в то время как вы уже проводите реанимационные мероприятия.
Номер для городского телефона 03 или 103, для сотового телефона 103 или 03* (некоторые мобильные аппараты не поддерживают набор двухзначного номера, в таком случае добавьте звёздочку — *). Существует так же специальный номер 112.
Если дозвониться не удалось, попробуйте следующие номера для:
- МТС,МЕГАФОН, TELE2 и U-tel: 103 или 030
- БИЛАЙН:103 или 003
- Скай-Линк и МОТИВ: 903
Услышав гудки, до конца ожидайте диспетчера, если вы положите трубку, а затем позвоните заново, то окажетесь в конце очереди.
Какая информация может понадобиться диспетчеру скорой помощи?
По телефону нужно будет сообщить возраст пациента, адрес (улица/дом/корпус/квартира/подъезд/этаж/код домофона) и причину вызова. Если путь проезда к вашему местонахождению проблематичный, то следует рассказать об этом диспетчеру. Очень желательно чтобы кто-то встретил бригаду.
Постарайтесь максимально коротко и достоверно описать состояние больного, ни в коем случае не занижайте значимость симптомов, но и не выдумывайте лишнего. Диспетчер скорой помощи направит к вам бригаду соответствующую описанному вами состоянию больного.
Также диспетчеру может понадобиться следующая информация:
- Телефонный номер для связи с вами (обычно определяется автоматически).
- Количество больных.
- Данные человека обращающегося в скорую помощь.
Желательно самому не бросать трубку, а перепроверить всю информацию вместе с диспетчером скорой помощи. Затем он сам положит трубку.
В чём разница между неотложкой и скорой (экстренной) помощью?
Неотложная помощь, несмотря на название, предполагает не самую быструю реакцию на вызов. Время ожидая может доходить до 2 часов! Имейте ввиду, что все острые критические состояния связанные с заболеваниями сердца требуют скорой (экстренной помощи) — реакция на вызов до 20 минут. Таким образом, всё что так или иначе угрожает жизни больного требует экстренной (скорой) помощи, остальным занимается неотложка.
Помните об ответственности
Звоните в скорую помощь только в экстренных случаях, когда предполагаете угрозу для жизни больного. Помните, что обращаясь в службу скорой помощи по незначительному поводу, вы тем самым отнимаете драгоценное время у пострадавших, которым требуется экстренная медицинская помощь.